Каждый человек хочет иметь идеальную память – с тем, чтобы получить возможность запоминать большие объемы информации. Такое умение приносит большую пользу для учебы, работы и личных целей. Поэтому большой интерес у многих людей вызывают специальные техники, содействующие улучшению и правильному развитию особенностей памяти. Как показывает практика, применять их лучше, начиная с раннего детства, ведь только тогда можно добиться хороших результатов. Цель нашей статьи – дать максимально полезные сведения о том, как выучить мнемотехнику – одно из известных направлений, а также насколько она полезна для запоминания.
Что такое мнемотехника?
Мнемоникой называют искусство запоминания разной информации в большом объеме. Основные принципы ее овладения – мнемотехника предусматривает определенную теорию и разные практические приемы. В наши дни она широко задействуется в школах, детских садах и в группах развития детей. Специалисты считают, что с ее помощью у нынешнего поколения людей есть возможность избежать излишней забывчивости и старческого маразма. Примечательно, что само название направления имеет греческое происхождение и образовано от имени богини памяти Мнемозины. В свое время этой наукой занимались Джордано Бруно, Аристотель, Бонапарт, Юлий Цезарь.
Мнемотехника для развития памяти отличается тем, что она полностью отрицает эффект механического запоминания. Ее ключевая задача – работа в ассоциативном стиле. Это происходит тогда, когда разные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. В качестве примера можно привести небольшую присказку, известную любому школьнику, о фазане и охотнике. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Используя подобную методу, можно запечатлеть в памяти любую информацию.
Кому подходит мнемотехника
Мнемотехника для детей, содействующая развитию у них уникальной памяти, дает возможность в дальнейшем лучше усваивать учебный материал в школе. Кроме них, данный метод чрезвычайно будет полезен для других людей, например:
- студентам – позволяя существенно сокращать время подготовки к экзаменам;
- преподавателям – как метод запоминания последовательности учебного материала в лекции;
- ораторам – ораторское искусство вообще немыслимо без мнемоники;
- бизнесменам – для точного запоминания информации о нужных им людям;
- для каждого человека – чтобы сохранить свое здоровье как можно дольше.
Как показывает практика, дети дошкольного возраста чрезвычайно восприимчивы к этой технике, и поэтому большинство специалистов рекомендует обратить внимание на мнемотехнику с самого раннего детского возраста.
Как работают приемы мнемотехники
Обычно в мнемотехнике используются два основных объекта запоминания — цифры и слова. Если вы решили объяснить ее принципы для дошкольника, то можете предложить ему использовать принцип ассоциации, объяснив, что нолик похож на бублик, двойка – на лебедя, буква Ф – на подбоченившегося человечка, прочее. Такие приемы позволят ему быстрее выучить азбуку и первые цифры.
Для детей школьного возраста можно предлагать упражнения посложнее. В этом плане допустимо использование следующих приемов:
- Запоминание по начальным буквам – об этом способе уже было упомянуто несколько выше – на примере охотника и фазана;
- Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
- Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
- Визуализация – лучше всего получается у младших школьников – для запоминания какой-либо информации у них в голове создаётся определённая картинка;
- Зрительная (эйдетическая) память – подразумевающая почти фотографическое запоминание деталей;
- Цифровые алгоритмы – используются детьми в более старшем возрасте для запоминания формул и разных чисел, соотнося их, например, со знакомыми, памятными датами.
Как работает мнемотехника на практике, можно узнать только, применив различные способы, присущие ей. О том, как это сделать, мы расскажем вам в следующей главе.
Практические приемы мнемотехники
Как научиться правильно тренировать мозг? Среди наиболее действенных методов мнемотехники, применяемых для детей, нужно отметить следующие:
Акростих
Информация, которую нужно запомнить, находится в начальных буквах слов в стихотворении строчке или словосочетании, но при этом по смыслу не имеет к источнику никакого отношения. Например, для детей 7 лет будут интересны следующие:
Листья зеленые слабо колышутся,
Еле заметен дневной ветерок,
Теплое солнышко, яркие бабочки –
Очень все лето любят, дружок.
Замела метель дорожки
И пошла по мостовой,
Мехом белым сад укрыла
А потом пошла домой.
Мнемофраза
Это легко запоминающееся словосочетание, которое в легкой и доступной форме объясняет полезную информацию. Наверняка все школьники, изучающие геометрию, отлично знают шутливые правила о крысе-биссектрисе и пифагоровых штанах.
«История»
Цель этого метода – сочинить на основе слов, который нужно удержать в памяти, в смешную историю. Таким «творчеством» очень любят заниматься детки 5 лет. К примеру, малыш идет в магазин с папой, которому нужно купить кефир, батон, туалетную бумагу и сосиски. В таком случае можно придумать следующую историю: «Нам с папой нужно быстро позавтракать дома бутербродами с батона и сосисок, запить это кефиром, и вытереть руки туалетной бумагой».
Цепочка
Метод похож на предыдущий, только здесь все предметы запоминаются в определенной и закономерной последовательности. Например – сосиски прячутся в разрезанный батон, который обертывается туалетной бумагой и вымачивается в кефире.
Чем нелепее и смешнее получится у вас история, тем лучше она запомнится.
Неоценимая польза для развития памяти ребенка
Преимуществ использования мнемотехники для детей достаточно много. Из них самые значимые следующие:
- улучшение памяти, внимательности, воображения, фантазии;
- правильное развитие речи, увеличение словарного запаса;
- увеличение знаний об окружающем мире;
- формирование образного и абстрактного мышления, интеллекта;
- умение выстраивать логические цепочки;
- чтение, пересказ и придумывание сказок для детей уже в 6 лет становится любимой игрой.
Также при помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, развивать общительность. Включая в работу оба полушария головного мозга, мнемотехника создают хорошие предпосылки для раскрытия творческих способностей у детей.