Дислексия — это нарушение, которое проявляется в неспособности ребёнка правильно распознавать буквы и символы, из-за чего чтение текста, его визуальное и слуховое восприятие становятся затруднёнными. Дислексия — одно из самых распространённых детских расстройств: от 5 до 10 процентов школьников имеют эту проблему. Мало кто из родителей задумывается об этом, однако одним из действенных способов её преодоления являются занятия ментальной арифметикой, в частности в нашем Центре развития ребёнка SMARTUM.
Причины дислексии
Дислексия — следствие недостаточно сформированных или нарушенных психических функций. Наиболее частой предпосылкой патологии у ребёнка является врождённый сбой в той части мозга, которая отвечает за умственные способности. Вызвать этот сбой, ещё на стадии пребывания плода в утробе матери, могут такие факторы, как:
– Гипоксия
– Наследственность
– Воздействие токсинов
– Инфекционные заболевания
При дислексии информация, которую воспринимает ребёнок, не согласуется с той, что поступает в мозг, то есть процесс осознания может занимать больше времени, чем у здорового человека. Обычно родители сначала замечают проблемы с чтением и письмом. Ребёнку трудно понимать прочитанное, а также использовать моторику рук при письме. Игнорирование этой проблемы вскоре приводит к трудностям с математикой (дискалькулии).
Проявления дислексии объясняются недостаточной активностью левого полушария мозга. Поэтому в процессе обучения ребёнок воспринимает материал лишь на уровне ощущений, и для улучшения ситуации необходимо развивать левое полушарие мозга.
Своевременное начало коррекции позволяет минимизировать или полностью устранить негативные проявления расстройства. Если не заниматься с ребёнком с раннего возраста, дислексия останется с ним и во взрослой жизни. Это приводит к трудностям в процессе получения образования, а затем — с трудоустройством, поскольку люди с дислексией плохо понимают изучаемый материал и имеют ограниченный словарный запас.
Почему ментальная арифметика эффективна
Секрет действенности занятий ментальной арифметикой для детей с дислексией заключается в активизации функционирования левого полушария мозга — то есть именно того, что нужно для решения проблемы. Тренировки устного счёта помогают ребёнку с дислексией следующим образом:
– Облегчают устный счёт
– Развивают моторику рук
– Положительно влияют на процесс понимания заданий
– Улучшают творческое и логическое мышление
– Повышают концентрацию
Занятия ментальной арифметикой являются увлекательными и положительно воспринимаются детьми с дислексией — в отличие от сложных коррекционных занятий, которые обычно вызывают дискомфорт у малышей. Если ребёнок не хочет заниматься ментальной арифметикой, родителям стоит спокойно поговорить с ним и объяснить важность учебного процесса, перспективы успешного обучения в школе и приобретения полезных навыков.
Таким образом, зная причину трудностей ребёнка, важно не откладывать помощь на потом, чтобы он чувствовал себя уверенно, развивался полноценно, учился наравне со сверстниками, а может, даже превосходил их в ряде предметов, имел академические и профессиональные перспективы.
Следует развивать слабое полушарие мозга, чтобы ребёнок лучше воспринимал цифры. Практика показывает, что в результате правильной активации работы левого полушария, нужных отделов головного мозга, установления связи между полушариями за счёт работы обеих рук (ребёнок понимает цифры левым полушарием, а правым — визуализирует образ счёт на абакусе) комплексно улучшаются навыки чтения, письма и математики.